Предельный индекс

Викулин

О причинах и последствиях инициативы Совета депутатов г.о. Дубна

9 ноября 2018 года на Совете депутатов г.о. Дубна было принято решение обратиться к губернатору Московской области А.Ю.Воробьёву с инициативой об установлении предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в г.о. Дубна с 01.07.2017 по 31.12.2019 г. в размере 19%. При утверждении губернатором индекса в таком размере, рост оплаты за все коммунальные услуги (суммарной величины по платёжной квитанции) может вырасти на эти 19%, что выше установленных в Московской области. Т.е., если условно, вы платили по квитанции за все коммунальные услуги 100 рублей, то будет разрешено поднять стоимость оплаты для вас до 119 рублей. Для разных районов города повышение, в случае принятия, будет различным, но в пределах 19%.

Данная инициатива была связана с обращением трех ресурсоснабжающих организаций (РСО) города: ОГЭ ОИЯИ, АО «Энергия – Тензор», АО «ПТО ГХ». Предлагаемое Московской областью повышение стоимости коммунальных услуг для населения не покрывают расходы организации, в результате они будут работать в убыток. Повышение сверх установленного предельного индекса Московской области, в случае принятия губернатором такого решения, будет в основном из-за двух организаций.

Правый берег: Район Институтская часть и Чёрная речка.

Повышение стоимости холодной воды. Обеспечивает поставку воды в этих районах ОГЭ ОИЯИ. На сегодня тариф на холодную воду для ОГЭ ОИЯИ установлен в размере 23,87 руб./м3, тогда как для ОАО «ПТО ГХ» он составляет 33,28 руб./м3 при одинаковых условиях (водозабор с р. Волга, одинаковая технология подготовки воды и т.д.). Разрыв в тарифах был связан с тем, что еще в 2006 году, когда тарифы утверждали в городе для ОАО «ПТО ГХ» он был установлен на 1/3 выше, чем для ОГЭ ОИЯИ. В результате предприятия, занимающиеся поставкой одного и того же ресурса по одинаковым технологиям, работают в различных условиях. Из-за дисбаланса в размере тарифа на поставку холодной воды ОГЭ ОИЯИ несёт ежегодные убытки. По информации предприятия, из-за этого были отложены запланированные работы по замене магистральных водопроводных сетей на пр. Боголюбова на сумму 7,2 млн. руб., на ул. Московской на сумму 4 млн. руб., а также ряд других инвестиционных программ по модернизации водопроводных сетей. Работы по замене вводов в дома труб были сокращены в 4 раза. Надо также понимать, что ОГЭ ОИЯИ это не отдельное юридическое лицо, а структурное подразделение института, у ОГЭ нет собственного бюджета. Поэтому убытки ложатся на ОИЯИ, научная организация занимается субсидированием со своего бюджета поставок холодной воды населению.
Для преодоления сложившейся ситуации ОГЭ ОИЯИ просит сравнять их тарифы с ОАО «ПТО ГХ». В этом случае рост оплаты за холодную воду в районе Институтская часть и Чёрная речка составит в среднем 100-130 руб./чел. в месяц.

Левый берег и район Большая Волга.

Здесь будет наибольшее повышение, в случае утверждения предельного индекса в 19% из-за роста тарифа на горячую воду. Поставщик – ОАО «Энергия – Тензор». В таблице 1 отражены основные параметры предлагаемого роста.

Рост тарифа обосновывается предприятием следующим образом: норматив расхода тепла для закрытой системы горячего водоснабжения сейчас установлен 0,0672 Гкал с полотенцесушителями и 0,062 Гкал без них, тогда как по данным ОАО «Энергия – Тензор» фактическое потребление тепла составляет 0,095 Гкал на 1 м3 горячей воды, которое они и хотят, чтобы им установили. К слову, подобный норматив станет одним из самых высоких во всей Московской области. По расчётам предприятия из-за разницы между нормативным и фактическим потреблением ОАО «Энергия – Тензор» недосчитается 33 млн. руб. за 2018 год.

Для того, чтобы ключевые РСО города не нарабатывали долги и не ушли в банкротство (реальная угроза этого, прежде всего для АО «Энергия – Тензор», АО «ПТО ГХ») Советом депутатов и было принято такое решение. Так же надо учитывать, что эти организации брали кредиты под залог муниципальной собственности, которые ещё не возвращены в полном объеме. Поэтому в случае банкротства, город потеряет и муниципальную собственность, и контроль над стратегическими предприятиями, обеспечивающими жизнедеятельность г. Дубны.

Мне тут задали вопрос в соцсетях: «Какие мероприятия запланированы для исправления ситуации и решения конкретной проблемы. Где гарантия, что в следующем году опять на 19% повышать не придётся?»

Абсолютно правильная постановка вопроса, собственно я и голосовал против данной инициативы, потому как считаю, что никаких гарантий нет, и ситуацию такой шаг не исправит. Максимум на время заморозит, но какой ценой для населения?
Во-первых, губернатор может не согласовать 19%, и тогда РСО вскоре опять придут просить добавки, и снова будут обращаться к депутатам выдать на-гора еще одну «инициативу» о повышении.

Во-вторых, если установят предельный индекс 19%, то придут тоже, но позже.

Но, для большого количества населения Дубны последует резкий рост тарифа со 172 руб. до 245 руб. за 1 м3 (почти на 42,5 %) на горячую воду. Рост будет таковым, что горячая вода от котельных АО «Энергия – Тензор» станет дороже, чем нагревать её даже электрическими водонагревателями.

Немного технических данных:
для нагрева 1м3 воды с 10 до 60 С – надо 0,05 Гкал или 58 кВт*ч при КПД преобразования – 100%. При КПД = 90% (проточный водонагреватель) – 0,055 Гкал или ~65 кВт*ч.

Не хитрыми подсчётами получается, что для однотарифной оплаты электроэнергии (в текущих ценах) 1м3 горячей воды будет стоить 241 руб., для 2-х тарифной оплаты 276 руб. (с 7.00. до 23.00) и 102 руб. (с 23.00 до 7.00) и для 3-х тарифного 313 руб. (с 7.00-10.00 и 17.00-21.00), 241 руб. ( с 10.00 -17.00 и с 21.00 -23.00) , 102 руб. (с 23.00 до 7.00).
То, что нагрев воды индивидуальными электроводонагревателями становится дешевле, чем централизованное теплоснабжение от котельной на газу, да еще на расстоянии прямой видимости является, очень мягко сказать, парадоксальным.

Если говорить про дома, подключенные к газу, то ситуация ещё более разительная. Норматив потребления газа на нагрев воды в квартире – 72,35 руб./человека в месяц, а только повышение тарифа вызовет рост к существующей оплате на 268 руб./человека!

Вывод из всего этого можно сделать такой: рост нормативов, а за ним и тарифов, вызовет ещё большее снижение потребления горячей воды, за счёт: – дальнейшей экономии жителями; (фактически уже сейчас горожане потребляют не нормативные 3,66 м3/ человека в месяц, а около 2 м3/человека, и после поднятия тарифов малообеспеченные слои населения будут экономить ещё больше); – перехода на альтернативные источники горячего водоснабжения (электро- и газоводонагреватели) индивидуальными потребителями или ТСЖ;

В результате снижения объёмов потребления и сохранения постоянных затрат (зарплаты, ремонтные работы, потери в сетях, снижения КПД котлов при загрузке менее 60 %) убытки РСО будут продолжать возрастать. А следующим шагом станет опять постановка вопроса об очередном поднятии тарифов уже из-за возрастания стоимости производства 1м3 горячей воды по указанным причинам. Также из-за их повышения возрастёт количество жителей, которые будут не в состоянии оплачивать коммунальные услуги в полном объёме, что вызовет рост долгов перед РСО. Это уже системные проблемы отрасли и не только в Дубне.

Таким образом, повышение тарифов не решает проблему РСО, а лишь на некоторое время откладывает, до очередного механического повышения тарифов для населения. Но, этот «механический» метод может работать только тогда, когда идёт рост благосостояния населения, чего нет. Даже на уровне Правительства РФ признают падение реальных доходов граждан и рост бедности. Поэтому, перекладывание на плечи населения непосильной ноши в надежде решить, таким образом, проблемы РСО – не состоятельны ни с экономической, ни с моральной точки зрения.

Какие могут быть пути выхода

Очевидно, что простым отрицанием складывающуюся уже многие годы кризисную ситуацию в отрасли не разрешить. Так же как и постоянным ростом цен, тем более неадекватным существующим реалиям, в которых выживает население. Всё это вызовет дальнейшее «проедание» оставшегося ресурса технологического оборудования РСО, невозможности модернизации, перехода на более энергоэффективные технологии, уход профессионалов из отрасли, как следствие – дальнейшую деградацию отрасли, роста числа техногенных аварий, банкротство РСО.

Необходимо изменять политику в области ЖКХ, как минимум на областном уровне. ЖКХ – это стратегическая отрасль, обеспечивающая жизнедеятельность населения, и это – общая задача. Если РСО доказывают в профильных министерствах Московской области обоснованность роста сверх установленных лимитов, обосновывают необходимость модернизации оборудования, то необходимо изыскивать из областного бюджета дотации, а не перебрасывать это на граждан или просто делать вид, что ничего не произойдёт, если предприятие недополучит необходимых средств.

А сейчас имеем такое: либо население платит больше, либо предлагается оплатить выпадающие доходы РСО за счёт городского бюджета. Второе выглядит как насмешка. Бюджет города складывается из 2-х частей: собственных налоговых поступлений и безвозмездных поступлений (субсидии и субвенции) с областного бюджета. Т.к. бюджет программный, то финансирование заложено строго по нормативам на ту или иную цель (образование, ремонт дорог), а т.к. покрытие убытков РСО с целью не перекладывания их на населения не предусмотрено в структуре бюджета, то и не заложено дополнительно денег. У нас уже дефицитный городской бюджет запланирован на несколько лет вперёд, нормативы отчисления с собираемых налогов были областью даже уменьшены. Поэтому наивно полагать, что в нынешнем состоянии мы способны что-то сделать самостоятельно. При этом именно правительство Московской области определяет, какой процент из собираемых налогов оставлять в городе (а собирают их в разы больше, чем весь бюджет города), а какой оставлять в Областном бюджете. Поэтому жесты, что муниципалитеты могут покрыть убытки РСО – это из области театральности, а не экономики. В такой схеме убытки будут прямиком ретранслироваться на жителей.
Возникает вопрос, если проблемы с РСО были известны, работал ли Совет депутатов Дубны с руководством области, разъясняя складывающуюся кризисную ситуацию с РСО, доказывал необходимость дотаций из областного бюджета в случае обоснованности роста сверх установленных лимитов и т.д.? Были ли налажены контакты с муниципалитетами, которые выходят с такими же «инициативами» о повышении предельного индекса, с целью выработки общей позиции по изменению политики в сфере ЖКХ?

К большому сожалению, такая работа не была проведена или даже начата. Еще в мае 2018 г. ОАО «Энергия – Тензор» выходил уже с этой инициативой по повышению нормативов и как следствие роста платы за горячую воду для населения, тогда Советом депутатов она была отклонена. За прошедшие месяцы ничего не было сделано, и зашли с тем же проверенным «решением всех проблем» и проверенными, «если сегодня не принять, завтра будет поздно, банкротство, закрутят газ» и т.п.
Это вызывает сожаление. Это – ещё одна причина моего голосования против.

Вместо диалога с региональными и федеральными властями решено выходить с инициативой о повышении оплаты для населения. У нас часто гостят и депутаты Госдумы и Облдумы, и давно пора вместе садиться и думать о сложившейся ситуации и путях её разрешения с минимальной нагрузкой на население.
А жителям, которые хотят реально разобраться в обоснованности роста тарифов, оценить реальную ситуацию в городских РСО и возможно предложить свои пути решения кризисной ситуации, могу рекомендовать для этого использовать ресурсы депутатов.

P.S.

На вопрос, а почему население должно вообще волновать? Пусть банкротятся, другие придут и т.д. К сожалению, мы живём во времена, когда стоять в сторонке или «воевать» в соцсетях уже недостаточно. Обанкротятся и придут другие? Да. Уже приходят. Но, большой вопрос, что «эффективные менеджеры», которые придут на смену, будут заниматься укреплением отрасли и снижением финансовой нагрузки для населения.
Выглядеть это может красиво, как тут: «Глава г.о. Серпухов Дмитрий Жариков подписал концессионное соглашение... предусмотрена комплексная модернизация систем теплоснабжения на территории городского округа Серпухов и Серпуховского муниципального района» ( http://serpuhov.ru/novosti/novosti-serpuhova/25198/ ).
А реализация может, как в Ликино – Дулево и нет гарантий, что дальше рост тарифов не будет больше:

















Ну и так, напоследок постановление губернатора от 19.11.2018 г., в котором ряду населенных пунктов разрешили даже в декабре текущего года поднять предельный индекс с нынешних 6,1%, например для г.п. Сергиев Посад до 13%, с.п. Лозовское до 14,3%. Из постановления следует, что изменения внесены по «инициативе» Советов депутатов в связи с установлением нормативов потребления коммунальных услуг. И почему не делать так и дальше, если все молчат?

Ярослав Викулин,
депутат Совета депутатов г. Дубны,

| опубликовано: дек 15, 23:43

Комментирование этой статьи закрыто.