Почему у капитализма нет будущего?

Из материалов газеты “Коммунист Дубны”.
Сегодня в большинстве стран мира господствует капиталистическая система общественных отношений.
Она основана на частной собственности, рыночной конкуренции, эксплуатации человека человеком и не управляемом процессе общественного, в т.ч. экономического развития, а производство нацелено на получение максимальной прибыли. Распределение же произведённого продукта производится по капиталу.
Капитализм как социально-экономическая формация (система) на определённом этапе человеческой истории сыграл важную позитивную роль в развитии человеческой цивилизации. Освободив общество от различных форм внеэкономического принуждения к труду, характерных для рабовладельческого и феодального строя, капитализм создал условия для мощного скачка в развитии производительных сил.
За 250—300 лет капитализма человечество шагнуло от мануфактуры и паровой машины, парусного и гужевого транспорта к крупной машинной индустрии, использованию электрической и атомной энергии, автомобилю и авиации, электроники и биотехнологиям. Свободная рыночная конкуренция способствовала быстрому созданию и распространению технических новшеств, прогрессивных методов организации производства. Отмирание изживших себя сословных структур общества, переход от абсолютной монархии к буржуазной демократии существенно расширяли возможности самореализации человеческой личности. На определённых этапах своего развития капитализм обеспечивал быстрый научно-технический и экономический прогресс. Он сопровождался развитием науки, ростом культуры, созданием шедевров в различных областях искусства.
Но со временем, характерное для капитализма расслоение общества на богатое меньшинство и бедное большинство людей, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу, порождало огромное количество острейших экономических и социальных проблем.
Периодически повторяющиеся экономические кризисы как неотъемлемая часть механизма рыночной конкуренции, приводили к огромным потерям общественного богатства.
Хищническое использование природных ресурсов вело к их быстрому истощению.
К началу 20 века капитализм вошёл в свою новую стадию. Конкурентная борьба между товаропроизводителями привела к образованию крупных транснациональных корпораций (ТНК), что существенно повлияло на характер общественных отношений. Всё дело в том, что в условиях монополизации рыночный механизм стал всё более утрачивать свою способность регулировать воспроизводственный процесс. Это, в свою очередь, привело к росту разрушительной силы экономических кризисов. Обострилась борьба между странами и монополиями за обладание мировыми ресурсами и за передел мира. Начались мировые войны.
Резкое обострение противоречий капитализма привело к возникновению первого в мире социалистического государства. В борьбе с нарождающейся мировой социалистической системой он выработал новые высокоэффективные средства защиты, позволившие ему продлить своё существование. Это и обман общественного мнения с помощью СМИ, и использование новых форм частной капиталистической собственности, в частности акционерной, создающие иллюзии участие широких слоёв населения, в т.ч. и наёмных работников, в управлении производством и владении средствами производства (А чем это заканчивается, есть пример: совхоза им. Ленина, проблемы П.Н.Грудинина). Для компенсации утрачивающих свою регулирующую способность рыночных механизмов капитализм стал активно применять методы государственного регулирования экономикой, используя при этом и опыт планирования в социалистических странах. Капиталистические государства стали проводить, так называемую, социально-ориентированную политику, включая поддержку малоимущих, пенсионное обеспечение и т.п.
Все эти меры связаны, конечно же, не с гуманностью или чувством сострадания к ближнему, а со стремлением капитализма ослабить классовую борьбу, и тем самым упрочить своё положение.
К сожалению всех прогрессивных сил мира, и благодаря всем этим мерам капитализм укрепил своё положение. Более того, он нанёс мощный удар по социализму.
Тем не менее, на начало 21 века, выйти из состояния общего кризиса капитализму не удалось.
Он стал всеобщим, глобальным, кризисом экономической системы капитализма. Существующие методы и механизмы регулирования оказываются недостаточными для обеспечения гармоничного развития человеческой личности. Да капитализм такой цели перед собой никогда и не ставил.
Нынче кризис ощущается и в политической системе современного мира. Западная демократия, которую многие пытаются представить как идеальную политическую систему, не обеспечивает реального народовластия.
Кризис остро проявляется в современной системе межнациональных отношений. Рост национализма порой всё больше приобретает черты дикого средневековья. В своих крайних выражениях национализм принимает форму шовинизма. Здесь пренебрежение к особенностям и интересам других народов перерастает в неприязнь, а подчас в зоологическую ненависть к ним. И тогда появляется стремление не просто поработить и использовать их как рабов, но и уничтожить, истребить. Особенно часто шовинизм доходит до подобных человеконенавистнических форм воздействия, когда национализм сочетается с расизмом. Когда буржуазия развитых капиталистических стран, в основном населённых людьми белой расы, поработила многочисленные цветные народы и в ряде случаев повела курс на их физическое уничтожение. (Пример: апартеид в ЮАР, а раньше – фашистская Германия пыталась поработить весь мир).
Нынче число горячих точек в мире постоянно растёт. В кризисном состоянии находится господствующая в мире система мировоззрения, опирающаяся на религиозные догмы и идеологию индивидуализма.
И неоспоримым фактом этому является то, что противоречия, присущие капиталистическому обществу, в рамках капитализма не разрешимы и достигли уровня острейших конфликтов, грозящих уничтожением человечества.
Ключевое противоречие капиталистической системы – противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоение его результатов.
В мире растёт понимание того, что частная собственность на средства производства становится главным тормозом человеческого прогресса. Об этом достаточно определённо говорилось на конференции ООН по экологическим проблемам, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
Сегодня чрезвычайно важным является осознание того, что частная собственность на основные средства производства лежит в основе обострения всех других противоречий капиталистического мира.
В условиях капитализма эту проблему разрешить невозможно, потому что при капитализме распределение вновь созданной стоимости происходит между необходимым и прибавочным продуктом, то есть между предпринимателями и наёмными работниками. То есть распределение по капиталу. Рыночная конкуренция не позволяет капиталисту отказаться от этой формы распределения.
Второй конфликт связан с нарастающим несоответствием между непрерывно растущим потреблением человеческого общества и реально имеющимися мировыми ресурсами.
Теперь уже общепризнанно, что исчерпание ресурсов стало одной их главных угроз, стоящих сегодня перед человечеством. Именно она ведёт к резкому обострению борьбы за мировые ресурсы и лежит в основе конфликтов современного мира.
Она является основой паразитического потребления сверхбогатых слоёв населения, превышающее уровень рациональных физических и духовных потребностей людей. А это ведёт к деградации личности и является важнейшим фактором морально-нравственного разложения общества.
«Бешенные» расходы на рекламу, определяющие необходимостью конкурентной борьбы. Огромные затраты связаны с недогрузкой производственных мощностей, неизбежной в условиях рыночной экономики.
Капиталистические государства вынуждены нести гигантские расходы на содержание армии и других силовых структур.
Всё это порождено нерациональностью современной капиталистической общественной системы.
В основе третьего конфликта лежит осознание нарастающего противоречия между научно-техническим прогрессом и духовно-нравственным развитием общества.
В условиях капитализма развитие техники, нацеленное на получение максимальной прибыли, не только не способствует росту культуры человека, повышению роли морально-нравственных ценностей, но на деле приводит к прямо противоположным результатам.
Современный научно-технический прогресс ведёт к сужению специализации человека, препятствуя целостному восприятию мира. Человек всё больше становится придатком машины, даже если эта машина – компьютер.
Революция в сфере информационных средств и информационных технологий обрушила на человека огромную массу несистематизированной информации, в которой, как правило, человек «тонет», теряя морально-нравственные ориентиры. Современная информационная технология позволяет легко манипулировать общественным сознанием в интересах власть имущих. (Пример: прошедшие выборы в 2021 году). Такое манипулирование неизбежно ведёт к интеллектуальной, культурной и духовно-нравственной деградации человека и общества в целом.
Каждому должно быть понятно, что не сам по себе научно-технический прогресс повинен в духовно-нравственной деградации капиталистического общества, а существующая капиталистическая система общественных отношений.
Четвёртый конфликт. Это обострение противоречия между интернационализацией (глобализацией) общественной жизни и ростом национализма в современном мире.
Глубинную основу роста националистических тенденций составляет борьба национальных элит с господством могущественных транснациональных монополий.
Обостряющаяся борьба ТНК за мировые ресурсы сопровождается подавлением национальной самобытности и национальной культуры, что вызывает естественную ответную реакцию.
Интернационализация – объективный исторический процесс. Она неизбежно охватывает все стороны общественной жизни: технический прогресс, экономику, науку, культуру.
Но капиталистическая глобализация уничтожает всё национальное и коренным образом отличается от подлинной интернационализации, именуемой пролетарским или социалистическим интернационализмом.
Подлинная же интернационализация предполагает дружбу и сотрудничество всех народов, уважение к национальной самобытности, взаимообогащение национальных культур. Она предполагает, что более развитые нации обязаны помогать менее развитым, чтобы преодолеть чрезмерные разрывы в уровнях развития, сложившиеся в современном мире. Только в этом случае возможен реальный прогресс человеческой цивилизации.
Пятый конфликт. Мировоззренческий конфликт между религиозным фундаментализмом и научным материалистическим мировоззрением.
После разрушения СССР и социалистической системы повсеместно наблюдается наступление религиозного фундаментализма. Быстрый рост религиозности населения наблюдается во всём мире, в том числе в России и других постсоциалистических странах. Церковь всё больше вмешивается в дела государства, усиливает своё влияние на систему образования и даже на армию. Однако, повышение роли религии сегодня не несёт с собой роста нравственных начал в жизни общества. И на этой почве быстро распространяются всякого рода иррациональные воззрения, фанатизм и мракобесие. Колдуны, предсказатели, знахари, жрецы самых различных сект стали заметным составным элементом жизни современного общества. В этих условиях неизбежно падает роль человеческого интеллекта, роль научного знания.
Только научное материалистическое мировоззрение способствует прогрессу человеческой цивилизации. Оно укрепляет веру человека в себя, повышает его ответственность за свои поступки. Рациональное научное материалистическое мировоззрение признаёт неполноту нашего знания, допускает существование того, чего мы ещё не знаем. Однако оно освобождает человека от страха и преклонения перед неведомым, позволяет человеку уверенно опираться в своих действиях и поступках на уже имеющиеся в его распоряжении знания и научные достижения. Вместе с тем оно последовательно ведёт к расширению кругозора. Реальное ослабление позиций рационального материалистического мировоззрения также представляет собой серьёзную угрозу для человеческой цивилизации.
Шестой конфликт связан с серьёзным обострением проблемы взаимоотношения личности и общества.
Господствующая в мире философия индивидуализма, противопоставляющая личность обществу, понимающая под свободой личности свободу от обязанностей перед обществом, ведёт человечество в тупик.
Люди по своим физическим и интеллектуальным способностям от природы неравны. Философия же индивидуализма, отражая общественные отношения капиталистического мира, даёт моральное право более сильному подчинять себе более слабого, заставлять его работать на себя. Эта философия неизбежно ведёт к культу сверхчеловека, нарастающим общественным конфликтам.
Только признание необходимости для каждого человека подчинять свои интересы интересам общества, точнее говоря, интересам большинства общества, может обеспечить гармонизацию взаимоотношений общества и личности. Более сильный должен иметь лишь одну привилегию – привилегию больше отдавать обществу и человеку. В первую очередь это относится к интеллектуальному, творческому труду.
Люди творческого, интеллектуального труда имеют приоритетное право на получение благоприятных условий для своей жизни и творчества. Однако никто не имеет право на паразитическое потребление, превышающее уровень разумных потребностей.
Из истории известно, что подлинно культурные, творческие люди отличались бытовой скромностью и отдавали все свои творческие способности обществу, не стремясь получить за это эквивалентное материальное вознаграждение. И напротив, склонность к роскоши, к паразитическому потреблению, как правило, характерна для людей интеллектуально, духовно и нравственно ограниченных.
Именно в этих, достигших конфликтного уровня противоречиях мировой капиталистической системы лежат глубинные причины нестабильности современного мира, растущего в мире терроризма.
Не разрешив этих противоречий, дальнейшее сохранение капитализма как господствующей социально-экономической системы становится опасным для человечества.
Капитализм угрожает человечеству исчерпанием ресурсов окружающей среды, ростом экологических и техногенных катастроф, новыми крупномасштабными военными конфликтами, деградацией нравственности и культуры. Тут надо понять вот ещё что. Нынче капитализм формирует, воспитывает у человека хватательные инстинкты, вырабатывает потребительскую психологию. В условиях буржуазной идеологии от человека не требуется проявления инициативы, участия в творческом труде.
А за этим скрывается тайная сущность эксплуатации человека человеком. Капиталисту живётся спокойнее, когда эксплуатируемый не знает этой тайны.
Только плановое ведение хозяйства создаёт принципиальную возможность осуществления интенсификации и рационализации производства, достижения его высшей эффективности на базе научно-технического прогресса при безусловной ориентации на гуманистические цели, постоянном обеспечении полной занятости трудоспособного населения, неуклонном улучшении всех сторон жизни людей.
Надо сказать, что сегодня в большинстве развитых стран мира производительные силы созрели для нового качественного обобществления. Но главные препятствия этому сегодня лежат в основном в идеологической сфере. Поэтому первоочередной задачей обеспечения дальнейшего прогресса человеческой цивилизации является возрождения в общественном сознании социалистических идеалов.
И перед человечеством сегодня стоит дилемма: или оно погибнет в серии террористических актов, межнациональных конфликтах, крупномасштабных войнах, экологических и техногенных катастрофах, или оно выживет, решив глобальные противоречия современного мира путём перехода от капитализма к более высокой ступени развития человеческой цивилизации.
Поэтому сегодня первоочередная задача обеспечения прогресса человеческой цивилизации – возрождение в общественном сознании социалистических идеалов в современном качественно обновлённом виде.
Вспомним нашу историю, историю Советской власти.
В гражданскую войну 1918-1921 г.г. воевали «красные» и «белые». У «красных» цель в войне была: за социализм, за Советскую власть, земля – крестьянам, фабрики, заводы – рабочим, мир – народам. У «белых» – за монархию, за единую и неделимую Россию, отобрать у «быдла» то, что они взяли у богатых.
Победили «красные», потому что большинство народа России разделяли цели «красных».

А.П.Никифоров, член горкома КПРФ.

| опубликовано: дек 19, 19:56

Комментирование этой статьи закрыто.