Образование. Что важнее: оценить или научить, раскрыть потенциал ребенка?

По материалам Коммунист Дубны

3 апреля в Государственной Думе РФ состоялся «круглый стол» КПРФ «Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры». Учитывая важность обсуждаемых вопросов, мы посчитали необходимым принять участие и отправили делегацию от нашего города в составе членов местного отделения КПРФ и представителей Всероссийского Женского Союза «Надежда России».
В процессе работы «круглого стола» обсуждался ряд важных вопросов: причины проявления насилия среди детей, воспитание и моральные принципы нашей молодёжи, низкая заработная плата учителей, перегрузка педагогов бумажной и виртуальной отчётностью.
Выступали профессор, доктор философских наук, академик РАО, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин, председатель Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, председатель ООД «ВЖС» Нина Александровна Останина.
В выступлении Н.А.Останиной прозвучала цитата В.А.Сухомлинского о том, что важнейшее условие духовного роста педагога – это свободное время учителя. К сожалению, в настоящее время значительная часть его времени посвящена ежегодному изменению программ обучения, замена одних понятий на другие, переписыванию пояснительных записок, бесконечной отчётности. Как в таких условиях возможно сохранение педагога как личности и развитие его в профессии, не говоря о том, чтобы найти время для полноценной работы с детьми? «Современного педагога превратили из архитектора человеческих душ в мелкого чиновника» (Н.А.Останина). Руководителями образовательных организаций зачастую становятся менеджеры, не имеющие к образованию никакого отношения. Оснащение и организация большинства образовательных учреждений остаётся в плачевном состоянии. Увлечение современными нововведениями сопровождается отсутствием в школах самого необходимого.
Патриотическое воспитание в школах также терпит фиаско. В результате соцопроса 61% детей от 7 до 14 лет не смогли вспомнить ни одной народной сказки или сказки русских писателей. 70% процентов ребят не прочитали ни одной книги сверх школьной программы. 61% выпускников российских школ хотят учиться за рубежом. 53% подростков хотят навсегда уехать из России.
Молодое поколение цифровой эпохи систематически имеет дело с виртуальными образами людей, не существующих в реальной жизни. СМИ задает ролевые модели для молодёжи и формирует их социальное поведение. На «круглом столе» были обозначены следующие основные проблемы современных молодых людей: – мозаичность мышления; – неспособность фиксировать внимание на одном предмете дольше 15 секунд, понимать большие по объёму тесты; – смешение виртуального и реального пространства; – неспособность к систематическому, упорному приложению усилий для достижения поставленной цели; – отставание в социальном и личном развитии от интеллектуального и физического; – индивидуализм, неготовность к кооперации.
Прежде всего, хотелось, чтобы образование в школе и вообще работа с детьми была направлена на личность ребенка, способы её развития. Именно поэтому учителя физкультуры, прежде всего, должны дать в руки детям рычаги улучшения своего здоровья и эмоционального контроля. Физкультура не должна сводиться к практическому освоению упражнений. Необходимо, чтобы уроки физкультуры могли включать в себя наглядные презентации, позволяющие детям получить жизненно важные знания. Для этого необходимо организовать специальные условия, и оснащение.
Непродуктивно, на мой взгляд, сведение экзаменов и зачётов только к тестированию. Весь образовательный процесс переориентируется на подготовку к сдаче тестов. К концу 4 класса, я считаю, бессмысленно проводить Всероссийские проверочные работы. Начальная школа, по моему убеждению, должна быть направлена на формирование фундамента для дальнейшего становления познавательного навыка ребенка. И не стоит форсировать этот процесс. Темп «закладки» этого фундамента индивидуален для каждого и не нуждается в оценке. Основная задачей работы с детьми в начальной школе является формирование у ребенка желания учиться, преодоление его индивидуальных трудностей.
Современное образование направленно на то, чтобы, прежде всего, дать оценку ребенку, отнести его к разряду способных либо неспособных (поставить на ребенка штамп). Ребенок циклится на том, что он хуже других, перестает стремиться к обучению. Таким образом, мы формируем наше будущее из людей, считающих себя неполноценными, неспособными к творчеству, с отсутствующим самоуважением.
Необходимо прививать детям культуру общения. Телевидение, социальные плакаты, школа должны способствовать формированию представления у ребенка о том, что плохо, что хорошо. Недопустимо употребление мата в общественных местах и через средства массовой информации. Необходимо прививать детям уважение к старшим, учителям; потребность быть полезным для окружающих, для своей Родины; выработать уважение к труду.
Одним из недостатков современной школы, я считаю огромное количество отчётной документации. Учитель занят составлением бесконечных отчетов и планов. Неотлаженные, непроверенные механизмы и новшества, которые щедро включаются в образование, усложняют весь процесс. Бессмысленно загруженный педагог перестает заниматься творчеством, не видит личности ребенка. Учитель выгорает эмоционально, не имея возможности продуктивно работать, заполняя бесчисленные бумажные и виртуальные документы.
Детей призывают к бесконечным участиям в конкурсах и соревнованиях, требуя результата. Мероприятия и акции нарушают ход образовательного процесса. Не говоря уже о том, что домашние задания за детей выполняют родители, не имея времени объяснить материал и помочь ребенку самостоятельно выполнить работу. Стремление к контрольному результату и бесконечная формалистика. Отсутствие грамотной вдумчивой работы – результат несоответствия материальной базы и отвлечение на маловажные аспекты.
Необходимо пересмотреть работу спортивных секций, где дети, не выдающие в короткие сроки высокие спортивные результаты, отчисляются или переводятся в платные отделения.
Необходимо убрать из школы учебники, написанные недоучками. Не торопиться, насаждая нововведения, потому что цена этому – судьбы наших детей, будущее нашего ГОСУДАРСТВА. Иначе, своим молчанием и бездействием мы все становимся соучастниками преступления против самих себя.
Вдумчивый и грамотный подход – вот единственное направление, в котором должно продвигаться модернизация нашего образования.
В результате заседания «круглого стола» были сформулированы рекомендации Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации. Некоторые из них: • Вернуться к рассмотрению проекта федерального закона «Об образовании для всех», отклоненного по требованию Правительства фракцией «Единая Россия». • В ускоренном порядке рассмотреть и поддержать блок законопроектов, подготовленных в рамках стратегии «Образование – для всех» депутатами фракции КПРФ, в том числе направленных на повышение статуса педагогических работников, увеличение студенческих стипендий, регулирование возможности электронного обучения и др. • Поддержать следующие концептуальные предложения стратегии «Образование – для всех» и подготовленных на её основе законопроектов: – обеспечение равных образовательных возможностей гражданам России; – повышение финансирования образования; – дебюрократизация этого процесса; – прекращение так называемой «оптимизации образования».

Е.М.Крупская, педагог, член бюро Дубненского ГК КПРФ

| опубликовано: май 9, 15:52

Комментирование этой статьи закрыто.