Перевод питания в детсадах на аутсорсинг. Опасная авантюра

6 июня прошло обсуждение в Общественной палате острого и неоднозначного вопрос перехода питания в детсадах на аутсорсинг. В очередной раз, администрация не посчитала нужным обсуждать такие вопросы сначала с депутатами и даже не проинформировала о данном обсуждении в Общественной палате. Ну, что же не в первой, тогда обсудим это здесь.

Как сейчас

Сейчас система организации питания в детсадах выглядит так: в детсады поставляются продукты питания, из которых непосредственно в пищеблоках этих дошкольных учреждений готовят питание для детей. В такой системе заведующая может контролировать все этапы организации детского питания. Также это позволяет реализовывать индивидуальный подход в питании с учетом наличия в группах детей, страдающих аллергией и т.д.  Готовят повара, которые долгие годы проработали в дошкольных учреждениях. Таким образом, действует годами отлаженная система, которая доказала свою эффективность, обеспечивает стабильность качества, подконтрольность, безопасность.
Во многих детсадах были модернизированы пищеблоки, закуплено новое оборудование, истрачены миллионы бюджетных средств.

Что предлагается

Аутсорсинг  предполагает наличие ”оператора” – коммерческой организации, которая будет централизовано заниматься организацией питания во всех детских садах города. Т.е. теперь условная ”ООО” будет заниматься и закупкой продуктов, и их готовкой. При этом ей отдаются в пользование пищеблоки детских садов и персонал (по крайней мере, предполагается). Т.е. те самые пищеблоки, которые были модернизированы за бюджетные деньги будут теперь работать на эту коммерческую организацию. На каких условиях- пока не понятно. Кроме того, выбор организации, осуществляющей аутсорсинг, должен будет проходить через конкурс. А там выигрывает не тот, кто предлагает лучшее качество, а кто ниже опустит цену контракта.

Зачем это делается

Аутсорсинг  идет под эгидой экономии денежных средств и ”разгрузки” заведующих от процесса организации питания в дошкольных  учреждениях. Дескать будет больше времени заниматься  воспитательной и образовательной деятельностью.
Дешевле, качественнее?
Как скажите вы, может такая схема быть экономически эффективней, когда в цепочку организации детского питания вклинивают посредника, который еще должен получить прибыль? За счет чего будет дешевле? Обосновывают, что за счет больших объемов. Но это в теории. В практике же мнимая ”’экономия”  может возникнуть за счет закупки более дешевых и более низкого качества продуктов, и экономии на зарплате поваров. Никто не может гарантировать, что это будет не так. Продукты сейчас и так закупаются централизовано через аукцион, поэтому много тут не наэкономишь.  И кто будет контролировать качество питания? Очевидно, что часть продуктов будут готовить централизованно вне территории детсадов.  Каждодневную экспертизу качеств питания ни одна заведующая заказывать не будет, так что многое отдается на откуп коммерческой структуре.
Да и прикрываться экономией средств довольно смешно, т.к. все равно оплата лежит в основном на плечах родителей. Так что – это вообще не довод для обоснования таких авантюр. А то, что дешевле не будет, сомневаться не приходится.
То, что аутсорсинг  разгрузит заведующих тоже миф. Также говорили о централизованных поставках продуктов питания.  В реальности заведующие были вынуждены участвовать в подготовке конкурсной документации, так и проверять качество привозимой продукции. Т.е. вместо разгрузки получили обратное, только со случаями потери качества, проблемами с поставщиком и большими рисками.

Негативный опыт

Если вы думаете, что я слишком нагнетаю или в моем тексте много предположений, что будет плохо, то предлагаю вернуться на год назад.
Говоря о  атусорсинге, мы должны понимать, что все это пойдет через конкурс. И тут таятся большие риски прихода недобросовестных организаций. Достаточно вспомнить  печальный опыт ремонта ДОУ “Тополек” и ДОУ“Золотая рыбка” в 2016 г.,  когда на несколько месяцев были сорваны сроки окончания ремонта и были большие проблемы вообще его завершить. Тогда к решению вопроса проблемных ремонтов была подключена прокуратура.  Ранее были похожие проблемы с качеством выполненных ремонтных работ в спорткомплексе “Руслан”.
Эти же риски и в централизованной закупке продуктов питания через конкурсные процедуры (госзакупку) для детских садов.
 В летние месяцы прошлого года возникла проблема с качеством поставляемых продуктов в детсады. Разыгранный на конкурсной основе контракт на поставку продуктов в дошкольные учреждения выиграла  организация, которая поставляла некачественные продукты питания. О ситуации узнали из обращений, вопрос подымался и на Совете и на депутатских комиссиях, и в письмах. Дальше эта организация повторно выиграла торги на поставку продуктов в детсады города.  Выигрывает же тот, кто предлагает выполнить контракт за меньшую сумму. Репутация для таких организации не важна, им плевать, что их внесут в ”черные списки” недобросовестных поставщиков – в следующий раз придут под другой вывеской. Да и избавиться от недобросовестной организации не так-то просто, надо доказать, что продукты некачественные (целая процедура с экспертизами), скорее всего- расторжение через суд, далее снова конкурсные процедуры. Это месяцы.  Как будет обеспечиваться качество при таком подходе, вопрос практически риторический. 
   В конце концов,  разбирались с поставщиком с привлечением все той же городской прокуратуры.   Кстати, в тот период направляли обращение, чтобы депутаты могли контролировать качество продуктов, участвуя в приемке продуктов питания в детсадах. Однако нам отказали, мотивируя, что это функции исполнительных органов власти. Такая вот открытость.  
 Это все к вопросу про “эффективность” всех этих централизаций и перекладывания функций на сторонние структуры, если каждый год в “пожарном” порядке привлекается прокуратура.   
А теперь предлагается еще увеличить риски совсем, переложив функции по организации питания на коммерческие структуры. 
Возвращаясь к вопросу для чего вообще надо, зачем рисковать, рушить отлаженную годами систему питания в детсадах?  Зачем встраивать в отлаженную систему еще один фактор риска? Скорее всего причина банальная – отрапортоваться в область, опять видимо в очередной ”красной зоне” по каким –то параметрам.  Однако, никогда еще сложение с себя функции прямого управления  не приводило к положительным результатам. Про эффективные управляющие компании в сфере ЖКХ города, про эффективные конторы, выигрывающие аукционы на ремонт и уборку дорог, мы уже слышали и результаты хорошо известны. И чем закончится очередная сдача своих функций прямого управления в этом важнейшем вопросе –  предугадать не сложно. Кстати, не лишним будет посмотреть, кого будут выдвигать на “главного” по питанию детсадов города, какую коммерческую структуру и кому она принадлежит. Возможно, кто-то захочет совместить  “приятное с полезным”. Печально, все это.































Ярослав Викулин,
депутат Совета депутатов г. Дубны,
второй секретарь Дубненского ГК КПРФ

| опубликовано: июн 8, 01:25

  Помощь по Textile