Новый регламент Совета депутатов. Учет прошлого опыта.

26 марта 2015 г. на заседании Совета депутатов было принято важное решение. Единогласным голосованием депутаты приняли новую редакцию регламента Совета депутатов. Может показаться, что тут примечательного и нужного для жителей, кроме свода правил работы депутатов? Однако, не стоит спешить с выводами. Чтобы понять суть изменений и их важность, нужно вернуться в прошлое, а именно в ноябрь 2011 год. Тогда я впервые услышал и начал изучать этот документ. А подтолкнуло меня и многих других горожан к этому не праздное любопытство. 2 ноября 2011 года Совет депутатов принимает решение безвозмездно передать 160 га дубненской земли Московской области. Были подарены Области 6 участков: два участка – в Ратмино, два – на оз. Лебяжье и еще два участка леса – на выезде к Дмитровскому шоссе. Только кадастровая стоимость этих земель на тот момент составляла ~0,9 млд. руб. Решение передать земли было принято без проведения публичных слушаний и вообще какого либо обсуждения с горожанами. О том, что будет вынесен этот вопрос на Совет депутатов, стало известно накануне. Данное решение вызвало широкий общественный резонанс и в городе организовалась инициативная группа, которая поставила себе задачу провести городской референдум по вопросу передачи 160 га. В эту инициативную группу вошел и я. В ходе работы группы стало выясняться, что вопрос о передаче 160 га обсуждался на депутатских комиссиях еще несколько месяцев назад. Однако, никакой информации о том, когда проходят комиссии, что на них рассматривается, не было. Тем самым горожане были отсечены от важной информации. При этом необходимо отметить, что решения, принимаемые депутатами на Совете, перед их туда вынесением, прорабатываются именно на депутатских комиссиях. Там идет основная работа и обсуждение. Однако, существующий на тот момент регламент Совета депутатов не предусматривал проведение открытых депутатских комиссий, даже сроки информирования о проведении Совета через СМИ четко не регламентировались. Это позволило фактически в режиме информационной блокады от населения – вынести этот вопрос на Совет депутатов. Зная заранее, когда только вопрос о передаче 160 га выносился на депутатскую комиссию, уверен, жители могли это решение остановить. Это первый раз, когда существовавший регламент Совета депутатов способствовал принятию того решения без оглядки на население города, его мнение.

Второй раз регламент помог депутатам прошлого созыва сохранить это решение и помешать проведению городского референдума. Каким образом? По закону вопросы, выносимые на референдум, должны быть рассмотрены Советом депутатов и по ним выдано решение: соответствуют формулировки законодательству или нет. Инициативная группа, согласно законодательству, направляла сформулированные вопросы в Совет депутатов. Отсутствие в регламенте нормы открытого проведения депутатских комиссий позволило за закрытыми дверями готовить решения к заседанию Совета, в которых указывалось, что выносимые инициативной группой на референдум вопросы, не соответствуют законодательству. На Совет уже выносились готовые решения, за которые и голосовали депутаты. При этом понять, в чем претензии к формулировкам, было практически невозможно – давались ссылки на статьи закона, но из-за общих формулировок было совершенно не ясно, что именно не устраивало наших депутатов. Понять это можно было только присутствуя на заседании комиссии, где этот вопрос рассматривался. Но такой возможности не было. В итоге – два отказа с неясными претензиями. Попытки членов инициативной группы узнать их суть у депутатов – тогда также не увенчались успехом, на контакт они не шли и не помогали. В итоге инициативная группа тратила больше месяца (временные рамки устанавливает закон), чтобы повторить процедуру подачи вопросов. В результате было затянуто время до момента, когда Правительство Московской области юридически приняло земли в собственность и наши депутаты развели руками, дескать, теперь это уже не дубненская земля и проводить городской референдум по Областной собственности мы не можем. Более подробно о передаче земель и попытках через референдум отменить это решение Совета депутатов: http://kprf-dubna.su/public/ispolzovanie-gorodskoi-zemli-v-chikh-interesakh

Уже после этой истории Совет депутатов пошел на уступки и формально сделал депутатские комиссии открытыми. Однако, в регламенте это не было записано, поэтому не все комиссии проходили в открытом режиме, часто не публиковались объявления об их проведении. Более того, даже в 2013 году приходя на “открытые” заседания комиссии по землепользованию и застройке, председатель этой комиссии ставил вопрос о разрешении мне на ней присутствовать на голосование. Т.е. формально комиссии стали открыты, но по факту – можно было, как и прежде проводить в закрытом режиме, просто не публикуя объявления о дате проведения. Что довольно часто и происходило.

Понимая необходимость изменения существующей практики работы Совета в сторону усиления его гласности и открытости, была сформирована рабочая группа горожан, которая разработала предложения по внесению изменений в существующий регламент Совета депутатов. В группу вошли: А.Е.Большакова, А.С. Багинян, Я.Н. Викулин, А.М. Лощилов, С. М. Стриженов, А.С. Семячко, М.В. Ширченко. Предложения были направлены в конце 2012 года, однако не были приняты.

И вот в октябре 2014 года к вопросу изменения регламента Совета вернулся обновленный состав Совета. Мы (Викулин, Ширченко) уже в статусе депутатов вошли в комиссию по подготовке изменений в Регламент и вновь направили предложения. Комиссия, состоящая из депутатов и работников администрации, провела 4 заседания и в итоге большинство предлагаемых изменений были на ней приняты. И вот, 26 марта 2015 года на заседании Совета депутатов новая редакция регламента была единогласно утверждена депутатами.

В итоге, согласно новому регламенту Совета депутатов, кроме изменений, связанных с переменами в функциях главы города, вошли следующие: все депутатские комиссии проводятся открыто (за исключением особых случаев, связанных с гостайной и др.). О времени проведения и повестке – сообщается за день через сайт администрации, информирование о проведении заседаний Совета депутатов происходит не позднее, чем за три дня, любой гражданин может производить видео, фотосъемку, оставлена возможность прямых трансляций заседаний Совета депутатов. Также теперь по предложению одного из депутатов, открытое голосование может стать поименным. Раньше для этого требовалось отдельное голосование, что позволяло “обезличить” голосование по принципиальным вещам. Кроме этого в регламент Совета вошли изменения и конкретизация процедуры отчета депутатов и главы.

Таким образом, в регламент внесены изменения, которые позволяют горожанам отслеживать, что происходит в Совете депутатов, депутатских комиссиях. Опыт работы инициативной группы по проведению референдума был учтен.

Хочется отметить тот положительный опыт, когда активные горожане, с разными политическими взглядами, объединялись и работали совместно для того, чтобы изменить город к лучшему. Как это было с инициативной группой по проведению референдума, по разработке предложений по изменению нормативных документов, влияющих на жизнь горожан.
Такая кооперация не потеряла своей актуальности и теперь.

Я.Н.Викулин,
депутат Совета депутатов г. Дубны,
второй секретарь ГК КПРФ

| опубликовано: мар 30, 00:02

Комментирование этой статьи закрыто.